Платерéско (исп. Plateresco — чеканный, узорчатый; plateria — ювелирное искусство, чеканное дело.; ст.-исп. platina — серебряная тарелочка, разменная серебряная монета) — историко-региональный архитектурный стиль, занимающий господствующее положение в испанской культуре первой трети XVI века. Считается испанской разновидностью ренессансной архитектуры, сложившейся под влиянием традиций средневекового испано-мавританского зодчества, декоративного и ювелирного искусства, в частности, серебряных дел мастеров. Отсюда название. Платереско — стиль раннего испанского Ренессанса времени правления короля Карла I из дома Габсургов (1516 — 1556). В этом причудливом стиле отразились богатство и роскошь недолгого «золотого века» Испании, самой могущественной страны Европы: от открытия Нового Света Христофором Колумбом (1492) до гибели Великой армады (1588). Этот стиль характеризуют также как сочетание «чувственного великолепия и красочной щедрости».

Коллегия Сан Грегорио, Вальядолид
Коллегия Сан Грегорио, Вальядолид

Отличительная черта стиля платереско — обильное использование измельчённых орнаментальных элементов. В 1563 году с началом строительства монастыря Эскориал под началом архитектора Хуана де Эррера архитектура начинает очищаться от декоративных излишеств и на Пиренейском полуострове распространяется новый стиль — эрререско. Однако в XVIII веке традиции этого стиля были возобновлены в Мексике в рамках нео-платереско.

История термина

Вначале термин использовали исключительно в отношении художественных ремёсел, привнесённых в Испанию маврами: чеканки по серебру с чернением узора, изготовлением сосудов и больших блюд, аналогично знаменитым испано-мавританским фаянсам. К архитектуре термин «платереско» впервые применил в XVII веке испанский историк Диего Ортис де Суньига, описывая Севильский кафедральный собор и подразумевая тонкое, подобное ювелирному, украшение здания.

Севильский кафедральный собор
Севильский кафедральный собор
Кафедральный собор, Севилья (Собор Мария-де-ла-Седе)
Кафедральный собор, Севилья (Собор Мария-де-ла-Седе)

Описание стиля

Стиль прошёл в своем развитии две стадии. Ранняя стадия — конец XV века. Иначе — исабелино, в честь королевы Изабеллы, супруги короля Фердинанда (другое название: «стиль католических королей»). Не следует путать с исабелино XIX века, по имени Изабеллы II. В этот период сильны готические традиции, также присутствуют мавританские, но в целом это был сплав разных стилей. В этот период на Пиренеях политические и религиозные антагонизмы между испанским и арабским народами сосуществовали с их культурным взаимодействием. Постепенно усиливалось влияние на архитектуру Испании классических форм искусства Италии: ордерные элементы, орнаментированные пилястры, статуи в нишах, гирлянды, пальметты и раковины, гротески. Но эти итальянизмы сочетаются с типично мавританскими «ковровыми композициями». Такие «ковры» как бы навешивали на фасад здания. Причём заимствование отдельных элементов итальянской ордерной архитектуры, как и мавританские мотивы, не затрагивали традиционную готическую композиционную основу здания. Традиции готики, стилевые течения платереско и нарождающегося классицизма существовали и развивались параллельно, взаимодействуя друг с другом. Значительными в стиле платереск были местные народные традиции резьбы по камню и дереву. Поэтому «включение новых ренессансных элементов в местную, ещё во многом средневековую архитектурную систему, производит впечатление не эклектического смешения традиций, а их органического слияния в целостный художественный образ». Позднее, при короле Филиппе II (1556 — 1598) итальянизирующие тенденции стали определяющими.

В XV — XVI веках в Испании строили в основном небольшие церкви, усыпальницы королей, к старым грандиозным готическим соборам пристраивали великолепные капеллы. Первые признаки нового стиля появляются в интерьере церкви Сан-Хуан-де-лос-Рейес (1476) в Толедо.

Своды монастыря Сан-Хуан-Де-Лос-Рейес, Толедо
Своды монастыря Сан-Хуан-Де-Лос-Рейес, Толедо

Архитектор Хуан де Гуас вводит в интерьере в перекрытии свода мавританский мотив — восьмиконечную звезду, хотя внешне собор по-готически строг и традиционен. Церковь Сан-Пабло и капелла Сан-Грегорио в Вальядолиде (кон. XV в.) имеют плоские стены, украшенные мелкой ажурной резьбой, портал имеет готические формы, внутри двора — аркада с мавританскими мотивами орнамента.

Церковь Сан-Пабло, Вальядолид
Церковь Сан-Пабло, Вальядолид

Ещё один образец — дворец герцога Инфантадо в Гвадалахаре (1480 — 1493), автор — Хуан де Гуас.

Дворец герцога Инфантадо, Гвадалахара

Зрелая стадия платереско — XVI век. Главные черты — изменения в области фасадной композиции. Фасады насыщаются классическими архитектурными и скульптурными формами, барельефами, бюстами, статуями античных богов. Крупнейшие памятники: Дворец герцогов Монтеррей в Саламанке (архитектор Родриго Хиль де Онтаньон, 1539 — 1553), Университет Саламанки (1515 — 1533), Дом с ракушками (1493 — 1517), Университет в Алькала-де-Энарес (1540 — 1559), Севильская ратуша (1527). Архитекторы — Родриго Хиль де Онтаньон, Диего де Риольо.

Дворец герцогов Монтеррей, Саламанка
Дворец герцогов Монтеррей, Саламанка
Университет в Саламанке
Университет в Саламанке
Университет в Алькала-де-Энарес
Университет в Алькала-де-Энарес
Дом с ракушками
Дом с ракушками

В отличие от сводного живописного декора раннего платереско в этих образцах выражена ясная логическая система вертикальных и горизонтальных членений композиции с обозначенным центром в каждом ярусе. Портал здания Университета в Саламанке скомпонован как традиционное средневековое ретабло, в виде высокой стенки, заполненной рельефным орнаментом. Не случайно одно из самых знаменитых ретабло собора в Севилье (1482 — 1564) резного и золочёного дерева также представляет собой шедевр стиля платереско.

Ретабло собора в Севилье
Ретабло собора в Севилье

Этот стиль распространился на оформление церковных и светских интерьеров, резную деревянную мебель, церковную утварь, вышитые парчовые ткани. В этом отношении характерна техника «аль эстофадо» (исп. al estofado  — нарядный, вышитый) — узорчатая роспись по золотому фону в подражание золóтному шитью. Её в изобилии применяли в ретабло, в украшении стенных панелей и в мебели. Особенности стиля платереско нашли отражение и в скульптуре.

В провинции этот стиль имел отпечаток местных традиций. Стиль платереско испанцы экспортировали в завоёванные ими страны Латинской Америки.

Ратуша, Севилья
Ратуша, Севилья

Добавить комментарий