Карл Фри́дрих Ши́нкель (нем. Karl Friedrich Schinkel; 13 марта 1781, Нойруппин — 9 октября 1841, Берлин) — немецкий архитектор, живописец, рисовальщик, театральный художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве и главным представителем архитектурного стиля прусского эллинизма.

Биография

Карл Фридрих Шинкель родился в семье архидиакона (нем. Archidiakon) лютеранской церкви. В 1795 году после кончины отца переехал в Берлин, где с 1799 г. изучал архитектуру под руководством Ф. Д. Жилли Старшего в только что основанной Академии архитектуры (с 1798 по 1800), одновременно с этим работал художником на фарфоровой фабрике. В 1803—1805 годи в 1820-х годах работал в Италии, позднее во Франции, в 1826 году побывал в Англии.

Карл Фридрих Шинкель
Карл Фридрих Шинкель

Вначале Шинкель занимался живописью: писал пейзажи, исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. Увлекался музыкой, изучал немецкое средневековое искусство. В 1811 г. стал первым немецким литографом: листы Вечер и Утро. Под влиянием Каспара Давида Фридрихапринципы классицизма сочетались в его картинах и рисунках с романтическими веяниями; историко-античная тема перемежалась с национально-средневековыми мотивами. Среди типичных картин Шинкеля раннего периода  — «Собор над городом» (1813, Баварские государственные собрания, Мюнхен), «Взгляд на Грецию цветущей поры» (1825, Старая национальная галерея, Берлин).

Собор над городом. Шинкель Карл
Собор над городом. Шинкель Карл
Карл Шинкель, картина "Утро"
Карл Шинкиль, картина «Утро»
Карл Шинкель. Картина
Карл Шинкель. Картина

Шинкель внес вклад в сценографию немецкого романтизма, создавая в 1815 — 1832 эскизы задников для спектаклей берлинских королевских театров (гуаши к постановке «Волшебной флейты» В. А. Моцарта, 1815, Графическое собрание Государственных музеев, Берлин; и др.). Оформлял торжественные церемонии (юбилейный Дюреровский праздник в Певческой академии, 1828; придворный «Праздник Белой Розы» в Потсдаме, 1829).

Шинкель активно занялся зодчеством с той поры, как его в 1810 году по предложению Вильгельма фон Гумбольдта назначили асессором Прусской строительной депутации. Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, Шинкель сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные источники, а с другой стороны — придав им более свободную, гибкую вариативность. К. Ф. Шинкель вместе с другими художниками прусского императора Фридриха Вильгельма III: архитектором К. Г. Лангхансом и скульптором Готтфридом фон Шадовым, создал уникальный неоклассический стиль, называемый прусским эллинизмом (Preußischer Hellenismus). Главная патриотическая идея этого неостиля заключалась в противопоставлении нового искусства Пруссии ненавистному французскому ампиру времени экспансии Наполеона Бонапарта (Пруссия вместе с Россией, Англией и Австрией входила в антинаполеоновскую коалицию и сыграла важную роль в окончательном разгроме Бонапарта в битве при Ватерлоо в 1815 г.).

К числу наиболее значительных сооружений Шинкеля, выполненных в стиле прусского эллинизма (помпейском и неогрек) относятся:

  • Новая гауптвахта в Берлине (1816 — 1818);
Новая гауптвахта. Берлин
Новая гауптвахта. Берлин
  • Новая гауптвахта в Дрездене (1830 — 1832);
  • Павильон Шинкеля (Малый дворец) в парке Шарлоттенбург в Берлине (1824);
Павильон Шинкеля (Малый дворец). Берлин
Павильон Шинкеля (Малый дворец). Берлин
  • Драматический театр в Берлине (1818 — 1821);
Драматический театр в Берлине
Драматический театр в Берлине
Драматический театр. Берлин
Драматический театр. Берлин
  • Дворцовый мост (со скульптурами по эскизам Шинкеля) в Берлине 1819 — 1823);
Дворцовый мост в Берлине
Дворцовый мост в Берлине
Дворцовый мост. Берлин
Дворцовый мост. Берлин
  • Обелиск на месте смерти фельдмаршала Барклая де Толли в пос. Нагорное (бывш. Штилитцен) Восточной Пруссии — 1821;
Обелиск в честь фельдмаршала Барклая де Толли. Посёлок Нагорное
Обелиск в честь фельдмаршала Барклая де Толли. Посёлок Нагорное
Обелиск в честь Барклая де Толли
Обелиск в честь Барклая де Толли
  • Старый музей в Берлине (1822 — 1830)
  • Дворец Шарлоттенхоф (1826 — 1829) и Римские купальни (1828 — 1840) в Потсдаме;
Дворец Шарлоттенхоф. Шинкель
Дворец Шарлоттенхоф. Шинкель
Дворец Шарлоттенхоф
Дворец Шарлоттенхоф, Потсдам
Римские купальни, Потсдам
Римские купальни, Потсдам
Римские купальни
Римские купальни
  • Храм Николаикирхе (1830 — 1837) в Потсдаме.
Храм Николаикирхе, Потсдам
Храм Николаикирхе, Потсдам

Испытывая интерес к германской готике и под воздействием английских впечатлений Шинкель строил в неоготическом вкусе:

  • чугунный памятник королеве Луизе в Гранзее близ Берлина, 1811;
Памятник королеве Луизе
Памятник королеве Луизе
  • Альтштадтская кирха в Кёнигсберге 1825 — 1828;
Альтштадская кирха в Кёнигсберге
Альтштадская кирха в Кёнигсберге
  • Фридрихсвердерская церковь в Берлине, 1824 — 1831;
Фридрихсвердская церковь в Берлине
Фридрихсвердская церковь в Берлине
Фридрихсвердская церковь
Фридрихсвердская церковь
  • проект Готической капеллы (церковь во имя св. Александра Невского) в Петергофском парке «Александрия»(проект 1829; построена архитекторами А.Менеласом и И. И. Шарлеманем в 1831 — 1834);
Готическая капелла в Петергофском парке
Готическая капелла в Петергофском парке
Готическая капелла
Готическая капелла
  • дворец Бабельсберг близ Потсдама, 1831 — 1833;
Дворец Бабельсберг близ Потсдама
Дворец Бабельсберг близ Потсдама
Дворец Бабельсберг
Дворец Бабельсберг

Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов). Шинкель внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, он создавал проекты мебели, в том числе садовой мебели из чугуна, светильников и витражей. Активно занимаясь реставрационными работами (в том числе надзором за достройкой Кёльнского собора), поставил дело охраны архитектурных памятников на широкую государственную основу: по его инициативе (с 1815) соответствующие службы были учреждены по всей Пруссии.

Кёльнский собор
Кёльнский собор

Среди собственных произведений Шинкеля особое место занимают некоторые замыслы 1830-х годов (проекты магазина и библиотеки), а также здание Строительной академии (1831 — 1835; в настоящее время восстанавливается), где он отказался от каких бы то ни было исторических стилизаций, создав новаторские образцы протофункционализма. В свои неоготические и эллинистические проекты Шинкель включал элементы и других стилей: помпейского, мавританские и египетские мотивы. Своим творчество он оказал влияние на многих художников, в том числе на своего соученика по мастерской Жилли, архитектора Лео фон Кленце, английского архитектора Р. Смёрка. Шинкель работал над учебником архитектуры (Das Architektonische Lehrbuch). С 1840 г. его рисунки, путёвые наброски, акварели и архитектурные проекты издавались в гравюрах в 28 томах.

Здание Строительной академии в Берлине
Здание Строительной академии в Берлине

Карл Фридрих Шинкель оказал огромное влияние на развитие архитектуры в России в XIX веке. По заказу императора Николая I часто посещавшего Берлин, разработал проект готической церкви (домовой капеллы) в парке Александрия в Петергофе (1829). Проект резиденции императрицы Александры Федоровны в Ореанде, в Крыму, также разрабатывал Шинкель (1838). Он предложил возвести огромное здание — Новый Акрополь — как бы вырастающее из скалы, круто обрывающейся к морю. Внутренние помещения должны были быть отделаны в стиле помпейских вилл. Богатейшая роспись стен, скульптура из различных видов мрамора в атриуме и галереях, фонтаны, тропическая зелень двориков по замыслу зодчего должны были подчеркивать необычность и роскошь императорской резиденции. Проект оказался слишком дорогим и его отдали архитектору А. И. Штакеншнейдеру. Многие проекты Шинкеля по указанию императора Штакеншнейдер использовал для реализации придворных заказов в Санкт-Петербурге.

Проект резиденции императрицы Александры Фёдоровны в Ореанде. Крым
Проект резиденции императрицы Александры Фёдоровны в Ореанде. Крым

Чугунная ограда Аничкова моста в Санкт-Петербурге с изображениями наяд и тритонов по заказу императора Николая I скопирована с перил Дворцового моста в Берлине, построенного Шинкелем в 1824 году.

В 1806 году для безопасности плавания на горе Швальбенберг (ныне — гора Прохладная) у города-порта Пиллау (ныне Балтийск) по проекту Шинкеля был установлен специальный знак, служивший более века навигационным ориентиром. Силуэт из красного камня в виде раскрытой книги был виден далеко в море. Автором проекта маяка в Пиллау, построенного в 1816 году, некоторые также считают Шинкеля.

Маяк в Пилау
Маяк в Пилау

Шинкель окончательно оформил предложенный королём Фридрихом Вильгельмом IIIвариант военной награды за храбрость — Железного креста, которым были награждены, в частности, члены немецко-русского легиона, принимавшего участие в Освободительной войне в Германии.

Умер Шинкель в Берлине в 1841 году, где и был похоронен. Берлинцы чтят память своего выдающегося архитектора и живописца. В построенной им неоготической Фридрихсвердерской церкви в центре Берлина (Friedrichswerdersche Kirche, 1824-1831) после реставрации в 1987 г. был открыт музей К. Ф. Шинкеля.

Памятник Карлу Фридриху Шинкелю
Памятник Карлу Фридриху Шинкелю
Памятник. Шинкель Карл Фридрих
Памятник. Шинкель Карл Фридрих

Добавить комментарий