Неф, или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Этимология

Слово «неф» происходит от латинского navis — «корабль». Предположительно, такое название должно было подчеркнуть значение основного пространства храма, поскольку корабль являлся одним из символов христианской церкви. Возможно, оно также отражает сходство этой части храма с перевёрнутым корпусом корабля.

Главный неф базилики Сан-Паоло-нуово-ле-Мура
Главный неф базилики Сан-Паоло-нуово-ле-Мура

История

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — базилик.

Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии. В отличие от алтаря, хоров и пресвитерия, предназначенных исключительно для духовенства и хора, неф — та часть храма, в которой можно было находиться мирянам.

На плане Парфенона (Афинский Акрополь) видно, что целла храма разделена рядами колонн на нефы.

План Парфенона
План Парфенона

В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило, нечётное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком.

Ниже приведены примеры трёхнефного устройства храма.

Трёхнефное устройство храма
Трёхнефное устройство храма
Три нефа
Три нефа

Примеры пятинефного устройства храма.

Пятинефное устройство храма
Пятинефное устройство храма
Пять нефов
Пять нефов

В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются базиликами в строгом смысле слова, но также состоят из ряда нефов.

Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый приём в эпохи Возрождения, барокко и классицизма.

Неф базилики Сан-Лоренцо
Неф базилики Сан-Лоренцо

Архитектурные решения

Кроме продольных, нефы бывают поперечные — так называемые трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.

В крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы могут быть одинаковой длины, образуя равноконечный крест. В некоторых центричных храмах нефы могут становиться слабо выраженными, что не всегда позволяет употреблять этот термин для описания интерьера крестово-купольного храма.

Как и в древнеримской архитектуре, нефы могут использоваться и в светских сооружениях: например, в виде трёхнефного зала решено помещение библиотеки монастыря Сан-Марко во Флоренции (1431—1441). Многие подземные станции Московского метрополитена устроены как трёхнефные залы, иногда с выделенным центральным нефом.

Структура базилики
Структура базилики

Смотрите видео о нефах в базиликах.

Неф базилики Святых Петра и Павла (Вышеград)

Читайте также: история профессии «Архитектор».

Добавить комментарий