Содержание

  • 1 Архитектура Древней Греции
  • 1.1 Гомеровская Греция
  • 1.2 Архаика
  • 1.3 Классическая Греция
  • 1.4 Эллинизм

Архитектура Древней Греции

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира.

Достижением древнегреческой архитектуры является ордерная система. Архитектурный ордер основан на стоечно-балочной системе, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Древнегреческий ордер показывает работу конструкций, при этом наделяя их эстетическими качествами.

Колонна
Колонна
Пилястра
Пилястра

В Древней Греции возникли три типа ордеров: дорическийионический и коринфский.

Три типа ордеров, возникших в Греции
Три типа ордеров, возникших в Греции

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов.

Типы древнегреческих храмов (по Витрувию):

  • Мегарон
Мегарон, план
Мегарон. План
Мегарон, внутри
  • Простиль
Простиль, план
Храм Ники Аптерос, простиль
Храм Ники Аптерос, простиль
  • Амфипростиль
Амфипростиль
Амфипростиль, пример
Амфипростиль, пример
  • Периптер
Периптер. План
Периптер. План
Периптер, пример
Периптер, пример
  • Диптер
Диптер, план
Диптер, план
Храм Артемиды Эфесской
Храм Артемиды Эфесской

Гомеровская Греция

Период с XI по IX век до н. э. известен как Греческие тёмные века.

Древнегреческое племя ахейцев вытесняется племенем греков-дорийцев (Дорийское вторжение).

Микенская (ахейская) цивилизация разрушается. Происходит возврат к родоплеменным отношениям, затем их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Основными источниками информации о жизни греков-дорийцев служат материалы археологических раскопок и эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, жившего приблизительно в VIII веке до н. э.

Архаика

Период приходится на VIII — VI века до н. э. В это время происходит:

  • Формирование полисных структур
  • Великая греческая колонизация
  • Раннегреческие тирании
  • Этническая консолидация эллинского общества
  • Внедрение железа во все сферы производства
  • Экономический подъём
  • Создание основ товарного производства
  • Распространение элементов частной собственности

В период архаики сложились основные принципы и формы античного зодчества.

Сокровищница афинян в Дельфах — яркий пример дорического храма «в антах» периода архаики.

Сокровищница афинян в Дельфах
Сокровищница афинян в Дельфах

Классическая Греция

Ранняя классика (500 — 490-е годы до н. э.)

Главную черту данного периода составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от влияния Азии и Египта. Осуществлялся поиск форм, соответствующих духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым.

Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгина, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20 колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте (Агридженто); Сиракузах и Эджесте (Сегесте).

Храм Геры в Олимпии
Храм Геры в Олимпии
Храм Зевса в Афинах
Храм Зевса в Афинах
Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах
Храм Афайи на острове Эгина
Храм Афайи на острове Эгина

Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи
Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи
Храм Деметры в Пестуме
Храм Деметры в Пестуме
Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе

В планировке городов складывается Гипподамова система — способ планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Вслед за Аристотелем её обычно связывают с именем Гипподама Милетского, хотя ныне известны и более ранние примеры. По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города.

Город Пиреи. План
Город Пиреи. План
Город Родос
Город Родос
Город Милен
Город Милен
Александрия Египетская
Александрия Египетская

Гипподамова система предполагала идентичные кварталы. Главные улицы были перпендикулярны друг другу. Полное равноправие застройки, демократическая сетка. Городская стена соответствует рельефу. Жилые кварталы, одинаковые по размерам, разделялись пополам проходом, в котором были устроены траншеи канализации, перекрытые плитами. Прямые улицы (если позволял рельеф) были ориентированы по сторонам света. К главной улице примыкала агора. Театры и стадионы строились за пределами жилых кварталов.

Поздняя классика (конец V — начало IV века до н. э.)

Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический стиль входит во все большее употребление, утверждается коринфский стиль.

В Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь.

Храм Тесея в Афинах
Храм Тесея в Афинах
Храм Тесея
Храм Тесея

Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде.

Парфенон. Афины
Парфенон. Афины
Пропилеи - входные ворота в акрополь
Пропилеи — входные ворота в акрополь
Пропилеи. Реконструкция
Пропилеи. Реконструкция

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Храм Эпикурейского Аполлона в Бассах
Храм Эпикурейского Аполлона в Бассах

Эллинизм

В период эллинизма греческая архитектура уже не обладала чистотой стиля предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует стремление к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр.

Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая Башня Ветров. Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу (Мавзолей в Галикарнасе), храм Афины в Приене, построенный Пифеем, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

Храм Крылатой Афины в Тегее
Храм Крылатой Афины в Тегее
Храм Зевса в Немее
Храм Зевса в Немее
Хорагический памятник Лисикрата
Хорагический памятник Лисикрата
Башня Ветров
Башня Ветров

К эллинистическому периоду относятся также многие театры и общественные здания и сооружения, развалины которых можно наблюдать по всему Средиземноморью. Спортивный стадион на Родосе — единственный из сохранившихся олимпийских стадионов, — представляет особый интерес.

Стадион на Родосе
Стадион на Родосе
Родосский стадион
Родосский стадион

Фундаменты большинства зданий первоначального ансамбля Афинской агоры, в том числе Булевтерий, Метроон, строение юго-западного фонтана частично или целиком относятся к этому периоду. Ансамбли площади Керамика и Улицы треножников, ремесленные кварталы, монументальные надгробные памятники, водопроводы в Афинах построены именно в этот период.

Агора
Агора
Метроон
Метроон
Булевтерий
Булевтерий
Керамик
Керамик
Древний водопровод
Древний водопровод

К концу IV века до н. э, огромная империя Александра Македонского распалась на отдельные эллинистические государства. Греция утрачивает своё былое могущество.

Смотрите также видео.

Пропилеи
Акрополь и Парфенон
Древний стадион на Родосе

Читайте также: история архитектуры. часть 1

Добавить комментарий