Содержание

1 Архитектура Древнего Египта

  • 1.1 Додинастический период и Раннее Царство
  • 1.2 Древнее Царство
  • 1.3 Среднее Царство
  • 1.4 Новое Царство
  • 1.5 Позднее Царство

Архитектура Древнего Египта

Территория Древнего Египта располагалась в Африке, где основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Основными строительными материалами были необожжённый кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Пальмы
Пальмы
Тростник
Тростник
Кирпич-сырец
Кирпич-сырец
Известняк
Известняк
Песчаник
Песчаник
Гранит
Гранит

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Египетские дома из грязи
Египетские дома из грязи

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие. В итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр-эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), также крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.

Разлив Нила
Разлив Нила
Деревня Дейр-эль-Медина
Деревня Дейр-эль-Медина
Дейр-эль-Медина
Дейр-эль-Медина

Храмы и другие сооружения сохранились до наших дней, вследствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Крупнейшие постройки имеют ритуальное значение: это гробницы и храмы.

Стоечно-балочная система развивается в архитектуре Древнего Египта: колонна получает эстетическое оформление.

Архитектуру Древнего Египта принято разделять на 5 периодов: архитектура Раннего Царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего Царства, архитектура Нового Царства и архитектура Позднего Царства.

Додинастический период и Раннее царство

Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к данному периоду. Камень применялся лишь как отделочный материал.

К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов — «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы. Декорирование святилищ ещё сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетёнки.

Египетский серех
Египетский серех
Алебастровая молельня в Карнаке
Алебастровая молельня в Карнаке
Мастаба Шепсескафа
Мастаба Шепсескафа

В период Раннего Царства сложились такие приёмы оформления, как вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проёма глубоким уступом.

Вогнутый карниз
Вогнутый карниз
Орнаментальный фриз
Орнаментальный фриз
Фриз над колоннами
Фриз над колоннами
Оформление дверного проёма с глубоким уступом
Оформление дверного проёма с глубоким уступом

Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. с, ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц — мастаб.

Гробница фараона Джера-1
Гробница фараона Джера-1
Структура мастабы
Структура мастабы
План мастабы
План мастабы

Древнее Царство

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Мемфис
Мемфис

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъёма Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют «временем пирамид», и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны. Под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Пирамида Джосера в Саккаре
Пирамида Джосера в Саккаре
План погребального комплекса в Саккаре
План погребального комплекса в Саккаре

Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

Пирамида Снофру в Медуме
Пирамида Снофру в Дахшуре
Пирамида Снофру в Дахшуре

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые ещё в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершённой и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

Пирамида Хеопса
Пирамида Хеопса
Пирамида Хефрена
Пирамида Хефрена
Пирамида Микерина
Пирамида Микерина

В погребальных ансамблях V — VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе.

Комплекс Ниусерра
Комплекс Ниусирра
Солнечный храм Ниусерра
Солнечный храм Ниусирра
Солнечный храм Ниусерра. Реконструкция
Солнечный храм Ниусирра. Реконструкция
Пирамида Сахура. Династия V
Пирамида Сахура. Династия V
Погребальный комплекс Сахура. Реконструкция
Погребальный комплекс Сахура. Реконструкция
Гробница Сабни. Династия VI
Гробница Сабни. Династия VI
Комплекс фараона Пепи II. Династия VI
Комплекс фараона Пепи II. Династия VI

Среднее Царство

К 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего Царства от времени заката Древнего Царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Стела
Стела
Стела - каменная табличка
Стела — каменная табличка

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Однако размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем Царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего Царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вёл на вторую террасу, где второй портик окружал с трёх сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри
Усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри
Усыпальница Ментухотепа II
Усыпальница с
Заупокойный храм Ментухотепа II. Реконструкция
Заупокойный храм Ментухотепа II. Реконструкция

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метров и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через различные проёмы в верхней части стен.

Пирамида фараона Аменемхета III в Хавара
Пирамида фараона Аменемхета III в Хавара

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абаку. Она была незаметна снизу, в результате чего казалось, что потолок, расписанный под звёздное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Пирамида фараона Аменемхета III с лабиринтом
Пирамида фараона Аменемхета III с лабиринтом
Колонны храма
Колонны храма

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Колонна с трапециевидной капителью
Колонна с трапециевидной капителью
Колонны
Колонны

Новое Царство

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового Царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трёх основных направлениях: возводились наземные, полускальные и скальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесённый колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проёмы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона (Амона-Ра) в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Храм Амона-Ра в Карнаке
Храм Амона-Ра в Карнаке
Колонны храма Амона-Ра в Карнаке
Колонны храма Амона-Ра в Карнаке
Храм в Карнаке
Храм в Карнаке
Храм Амона-Ра в Луксоре
Храм в Луксоре
Храм в Луксоре
Колонны храма Амона-Ра в Луксоре
Колонны храма Амона-Ра в Луксоре

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трёх поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделённый посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм в Дейр-эль-Бахри
Храм в Дейр-эль-Бахри

После прихода к власти Эхнатона ведется строительство храмов, посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.

Храм Атона
Храм Атона
Реконструкция храма Атона
Реконструкция храма Атона
Реконструкция храма
Реконструкция храма

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари Меренмут.

Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Внутри храма Рамзеса II
Внутри храма Рамзеса II
Храм  Рамзеса II, Абу-Симбел
Храм Рамзеса II, Абу-Симбел
Внутри храма Рамзеса II
Внутри храма Рамзеса II
Малый храм
Малый храм

Храмовый комплекс в Абу-Симбеле был разобран и перенесён в 1964 — 1968 годах на 200 метров дальше от Нила в связи со строительством плотины. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире.

Существенным нововведением архитектуры Нового Царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить своё тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдалённом ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

Комплекс "Долина Царей"
Комплекс «Долина Царей»
Долина Царей
Долина Царей

Погребальный храм Рамсеса III носит название Мединет-Абу и находится в Луксоре. Он также представляет собой комплекс, не входящий в состав гробницы. В древности к храму был прорыт канал, заканчивающийся пристанью с невысокими крепостными башнями и невысоким поясом стен, охватывавших всю территорию комплекса.

Храм Рамсеса III, Луксор
Храм Рамсеса III, Луксор
Храм Рамсеса III
Храм Рамсеса III
Храм Мединет-Абу
Храм Мединет-Абу
Мединет-Абу
Мединет-Абу

Позднее Царство

В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

Колоннада фараона Тахарки
Колоннада фараона Тахарки

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают своё политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, цепочки зал.

Город Саис. Реконструкция
Город Саис. Реконструкция
Саис
Саис
Саис. Реконструкция
Саис. Реконструкция

В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвящённые древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового Царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.

После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта».

Храм Птолемея III в Карнаке
Храм Птолемея III в Карнаке
Храм Гора в Эдфу
Храм Гора в Эдфу
Храм Гора
Храм Гора
Комплекс Исиды на о. Филэ
Комплекс Исиды на о. Филэ
Комплекс Исиды
Комплекс на острове Филэ
Комплекс на острове Филэ

Смотрите также видео.

Древнеегипетская архитектура
Красивейшие памятники мировой архитектуры: Гиза и Саккара

Читайте также: архитектурный ордер.

Добавить комментарий